ТРИ ВЕСТЪЁТСКИЕ ХРОНИКИ. КОММЕНТАРИИ

1. Лагман (др. швед, lagmaper, laghman, в документах на лат. яз. legiier) – буквально "человек закона". До середины XIV в. Шведское королевство было федерацией нескольких племенных областей – ландов, каждая из которых имела свое обычное право, свой "закон", и свой орган власти – тинг ланда (народное собрание). В большинстве ландов Швеции существовала также должность лагмана. Лагман обязан был помнить наизусть законы своего ланда (еще в начале XIII в., в Швеции не было писаных законов), ежегодно "говорить" (т. е. обнародовать) и на тинге ланда, а также толковать их. Лагман председательствовал на тингах ланда, был верховным судьей и политическим руководителем ланда. Согласно Вестъёталагу, лагман первым должен был "присудить в короли" вновь избранного в Уппсале короля Швеции на тинге всех вестъётов. Без его согласия нельзя было сделать заимку на алъменнинге (альменде) ланда. Согласно Вестъёталагу, лагман должен быть сыном бонда и его должны были выбирать сами бонды. Но из документов явствует, что уже в начале XIII в. это правило стало нарушаться: лагманами становились представители феодальной знати. Судя по хронике "Лагманы вестъётов", лагманы часто выбирались из членов одной и той же семьи и, как правило, занимали эту должность пожизненно

2. Вестъёты – одно из древнешведских племен, населявшее историческую область Швеции Вестеръётланд.

3. Вангир – приход Вонга в хераде (округе) Сконингс в Вестеръётланде.

4. Медальбю – по мнению К. Г. Шлютера, издателя Corpus iuris svеo-gothorum antique, приход Мэлльбю в хераде Бьерке или в хераде Кольландс в Вестеръётланде.

5. Гёкем – приход Гёкемс в хераде Вильске в Вестеръётланде.

6. Сиглислангем – по мнению К. Ю. Шлютера, приход Лонгумс в хераде Ласке или хераде Висте в Вестеръётланде.

7. Линкорнская поляна – совр. Эккорнваллен в хераде Гудхемс в Вестеръётланде.

8. Эссунга – приход в хераде Барне в Вестеръётланде.

9. Трэльга – деревня в хераде Чиннефьердингс в Вестръётланде.

10. Упланд (Утланд) – херад в Вестеръётланде.

11. Хэра – по К. Ю. Шлютеру, приход Хэрья в хераде Вартофта или приход Хэрене в хераде Куллингс, или приход Хэрендс в хераде Чиннефьердингс в Вестеръётланде.

12. Эдсвэра – приход в хераде Сконингс в Вестеръётланде.

13. Гроланда – приход в хераде Фрёкиндс в Вестеръётланде.

14. Хёвдинг (др. швед, hofpingi)–буквально "главарь, предводитель". В Вестъёталаге упоминается должность херадсхёвдинга – "предводителя херада". Из него явствует, что херадсхёвдинг председательствовал на тинге херада, и без его согласия нельзя было сделать заимку на альменнинге херада. Должность херадсхёвдинга, как и лагмана, была выборной и смещаемой. По-видимому, первоначально херадсхёвдинг, как лагман, должен был быть "сыном бонда". Но уже в начале XIII в херадсхёвдингов, как и лагманов, выбирали, вероятно, из числа местной знати.

15. Эскиль родился около 1175 г. и умер около 1227 г. Он, родом эстъёт, был сыном Магнуса Миннешёльда из Бьелбу и старшим братом будущего ярла Биргера. В юности он некоторое время находился при дворе короля Кнута Эрикссона. Около 1217 г., когда он уже был лагманом вестъётов, он женился на внучке короля Эрика Святого – вдове норвежского ярла Хокона Фольквидссона. В одной грамоте 1219 г он назван титулом "господин" (dominus) (DS, N 181). В какие годы он был лагманом, неизвестно.

16. Точно неизвестно, в какие годы Густав был лагманом. Он упоминается как лагман вестъётов и одновременно как херадсхёвдинг херада Кокинд в грамоте 1225 г. (DS, N 836). Из грамоты 1297 г. явствует, что он носил титул "господин" (DS, N 1206).

17. Неизвестно, когда Фольке был лагманом вестъётов, но из нескольких грамот можно сделать вывод, что он занимал эту должность в какие-то годы между 1225 и 1251 г. (см. DS, N 836, 1206, 387). Из DS N 1206 явствует, что и он носил титул "господин".

18. Олаф Скотконунг – король Швеции (ок. 995 – ок. 1022). Был женат на ободритской принцессе Эстрид. Согласно легенде о св. Зигфриде, принял крещение вместе со своей семьей, слугами, домочадцами и своей дружиной (Scriptores rerum svecicarum medii aevi/ Ed. E. M. Fant, E. G. Geijer, J. H. Schroder, C. Annerstedt. Upsala, 1818-1876, T. 1-3; t. 2, p. 356). Но как сообщает Адам Бременский, когда он хотел обратить в христианство подчиненные ему шведские племена, народ позволил ему ввести христианство и основать епископство только в Вестеръётланде. Однако при нем были крещены также эстъёты (Adami Bremensis Gasta Hammaburgensis ecclesiae pontificum/ Ed. B. Schmeidler. Hannover; Leipzig, 1917, II, 56). В "Саге о Хервор" сказано, что при Олафе Швеция "была названа христианской" (Hervarar saga pa gammaf Gotska… Med Olai Vereli... Upsaliae, 1672, S. 181). Олаф первым начал чеканить монеты (в Сигтуне). Толкование прозвища Олафа – "Скотконунг" – спорно в науке (см.: Ковалевский С. Д. Образование классового общества и государства в Швеции. М., 1977, с. 95-96 и цит. там лит.).

19. О епископе Зигфриде см. примеч. 56.

20. Хусабю – деревня в хераде Чиннефьердинг в Вестеръётланде. "Хусабю" были первоначально дворами, входившими в состав королевского домена (так наз. "Уппсальского удела"), в которых имелись королевские кладовые и где останавливался король со свитой во время поездок по стране. По данным топонимики, в Швеции было 70 хусабю.

21. Биргитта – жила в VII в. в Шотландии и была причислена к лику святых. Ее именем был назван один источник близ Хусабю.

22. "подарил... посредством скётнинга (skotte)" – Скётнинг (skotning) – символическая процедура передачи в собственность земли, состоявшая в том, что даритель насыпал в полу одариваемого горсть той самой земли, которую он дарил.

23. Посох и стул (staf ok stol) – метафора, означавшая епископство (посох и стул были символами епископской власти).

24. Эмунд Углежог – правильнее Анунд, Анунд-Яков, король Швеции (ок. 1022-1051), сын Олафа Скотконунга от законной жены Эстрид. Как сообщает Адам Бременский, при нем было крещено племя вермландцев, он был ревностным христианином и был изгнан из королевства на народном собрании за то, что не захотел "приносить установленное народом жертвоприношение языческим богам" (Adami Bremensis Gesta, II, 57, IV, schol. 136).

25. Эмунд Злой – король Швеции (1050 – ок. 1060), второй сын Олафа Скот-конунга от наложницы. Адам Бременский называет его плохим христианином. В "Саге о Хервор" сказано, что при нем "свеи плохо соблюдали христианство" (Hervarar Saga…, s. 181).

26. "И он сделал пограничные знаки между Швецией и Данией, так, как [об этом] говорится в [разделе] о границах". – В Вестъёталаге в "Разделе о короле" сказано: "Эмунд Злой был конунгом в Уппсале и Свен Вилобородый в Дании. Они установили пограничные знаки между Швецией и Данией... Данахольм был разделен на три части. Одну часть получил конунг Уппсалы, другую – конунг Дании, третью – конунг Норвегии".

27. Хакон Рыжий – король Швеции во второй половине XI в., о котором почти ничего не известно. Адам Бремепский сообщает, что после Эмунда Злого королем стал Стенкиль. Также согласно некоторым шведским каталогам королей, "Хеймскрингле" и "Саге о Хервор", Хакон правил после Стенкиля. Очевидно в хронике Хакон Рыжий упоминается перед Стенкилем ошибочно. Вероятно именно он имеется в виду в одной рунической надписи конца XI в. из Уппланда, где упоминается "ледунг Хакуна".

28. Ливини – прежде королевский двор, позднее деревня Левене в хераде Висте в Вестеръётланде.

29. Стенкиль – король Швеции (ок. 1060 – ок. 1066). Согласно Адаму Бременскому, он был внуком Эмунда Злого и ревностным христианином (Adami Bremensis Gesta…, III, 15). В "Саге о Хервор" сказано, что Стенкиль был последним ярлом в Швеции. Адам сообщает, что при нем были обращены в христианство жители Сигтуны и ее окрестностей. Но когда епископ-миссионер Адальвард Младший и епископ Сконе Гинго хотели уничтожить Уппсальский языческий храм, Стенкиль отговорил их от этого, предупредив, что они тотчас будут убиты язычниками, а сам он изгнан из королевства, а обращенные в христианство вернутся в языческую веру (Adami Bremensis Gesta..., IV, 30 (29). Из "Саги о Хервор" явствует, что Стенкиль позволил народу сохранить многие языческие обычаи, в том числе и кровавые жертвоприношения (Hervarar saga…, s. 182).

30. Стонгсберг – гора близ Ливини.

31. Инги (Старший) – король Швеции (около 1080-1112), сын Стенкиля. Очевидно в хронике Инги упоминается перед Хальстеном ошибочно, т. к. известно, что Хальстен был королем до него (см. след, примеч.). Из одной буллы папы Григория VII (DS, N 24) известно, что Инги был королем Швеции в 1080 г. Другая булла Григория VII того же года адресована "королям визиготов И и A" (DS, N 25). Под "И", очевидно, подразумевается Инги, а под "А", как предполагают, Хакон Рыжий. В "Саге о Хервор" рассказывается, что Инги запретил в Швеции языческие жертвоприношения и повелел всему народу принять христианство. Но на одном тинге свеи его свергли, и он бежал в Вестеръётланд. Все свеи отказались от христианства и стали приносить кровавые жертвоприношения. Королем они избрали брата жены Инги Свена по прозвищу Кровавое Жертвоприношение. Но через три зимы Инги вернулся с дружиной, убил Свена, стал снова королем и "снова ввел тогда в закон христианство" (Hervarar saga…, s. 182).

32. Хальстен – король Швеции (ок. 1066); согласно Адаму Бременскому и одному шведскому "перечню королей" стал королем вскоре после смерти своего отца Стенкиля, но вскоре был, по-видимому, свергнут, Хальстен был отцом Филиппа и Инги Младшего.

33. Филипп – король Швеции (1112-1118). О его личности и правлении ничего не известно.

34. Инги (Мдадший) – король Швеции (1118 – ок. 1130).

35. Рагнвальд (Круглоголовый или Вестъёт) – король Швеции около 1130 г., сын Инги Старшего.

36. Карльэпит – деревня Карлебю в хераде Вартофта вблизи Фальчёпинга, у которой еще в XIX в. находился курган, называвшийся "Курган Раваре (Рагвальда)", как сообщает К. Ю. Шлютер.

37. Сверкер Старый (или Старший) – король Швеции (середина 1130-х гг. – ок. 1156). Согласно Саксону Грамматику был сыном одного бонда, а согласно поздним исландским историкам – сыном некоего Коля. О его личности не имеется никаких сведений. В его правление в Швеции были основаны первые монастыри.

38. Альвастра – монастырь в хераде Люсингс в Эстеръётланде.

39. Эрик – Эрик Йедвардссон (Святой), король Швеции (ок. 1156 – 18 мая 1160). Согласно перечню шведских королей 1333 г., он был незнатного происхождения и "община крестьян" избрала его королем потому, что он был женат на дочери Инги Младшего Кристине. Но, известно, что он был признан королем не всеми и скоро был убит. Уже около 1200 г. он был причислен к лику святых и с середины XIII в. почитался как святой патрон Швеции.

40. Карл Сверкерссон – король Швеции (ок. 1160 – ок. 1167), сын Сверкера Старшего. Лишил жизни претендента на трон Магнуса Хенриксена, виновного в смерти его отца. Был женат на племяннице датского короля Вальдемара I, от которой имел сына Сверкера. Около 1167 г. в Висингё подвергся нападению другого претендента на трон, Кнута Эрикссона, и погиб.

41. Магнус Четырнадцатый – Магнус Хенриксен, датский принц, родственный по матери роду Стенкиля и поэтому притязавший на шведский трон. Согласно Саксону Грамматику, был инициатором убийства Сверкера Старшего. Убил (по поздним источникам) короля Эрика Святого и короткое время был королем Швеции. Согласно шведским анналам был убит в 1161 г. в сражении у Эребру.

42. Висингё – остров на озере Веттерн, на котором находилась одноименная королевская усадьба.

43. Кнут – Кнут Эрикссон, король Швеции (ок. 1167 – ок. 1196), сын Эрика Святого. После смерти отца покинул на некоторое время Швецию. Вернувшись, он около 1167 г. убил Карла Сверкерссона, а затем после длительной борьбы (ок. 1170) – двух других претендентов на трон, Коля и Бурислева. При нем возобновилась чеканка шведских монет и был заключен договор с герцогом Саксонии и Баварии Генрихом Львом о торговле и нраве нанимать немецких рудокопов на службу в Швецию.

44. Имеется в виду Карл Сверкерссон.

45. Коль – король Швеции (ок. 1170). В древнейшем уппсальском каталоге шведских королей сказано, что "в то самое время", когда был Кнут Эрикссон, "говорят, был король Коло (Коль. – С. К.)". В другом более позднем каталоге говорится, что он "пал в Бьелбу". Больше о Коле ничего не известно.

46. Бурислев – король Швеции (ок. 1170), сын Сверкера Старшего, упоминаемый в датской "Земельной книге Вальдемара". Больше о нем ничего неизвестно.

47. Эриксберг – деревня в хераде Гесене в Вестеръётланде.

48. Гесен – херад в Вестеръётланде.

49. Варнхем – монастырь в хераде Балле в Вестеръётланде.

50. Сверкер – Сверкер (Младший) Карлссон, король Швеции (1196-1208), сын Карла Сверкерссона. После гибели отца в Висингё был увезен в Данию, где он вырос. Стал королем после смерти Кнута Эрикссона. Издал в 1200 г. первую грамоту о привилегиях церкви. Боролся с сыновьями Кнута Эрикссона, которых он победил в 1205 г. при Эльгаросе. Затем он вступил в конфликт с Фолькунгами (см. след. примеч.), был побежден ими в 1208 г. при Лене и вынужден был бежать в Данию, где он постоянно искал и находил поддержку, между прочим у своих родственников Сунесенов. Его поддерживали также датский король Вальдемар Победитель и папа. Он погиб в 1210 г. в бою при попытке отвоевать королевство.

51. Фолькунги – враждебная королю Сверкеру Карлссону группировка феодалов, возглавлявшаяся ярлом Фольке. В шведских анналах говорится, что 16 августа 1210 г. в бигве у Гэстильрена были убиты король Сверкер и ярл (dux) Фольке, а также "многие из Фолькунгов".

52. Гэстильрен – место в Вестманланде.

53. Эрик – Эрик Кнутссон, король Швеции (1208-1216), сын Кнута Эрикссона. После смерти отца находился, вероятно, вместе со своими братьями, при дворе Сверкера Младшего, но позднее вместе с братьями поднял против него мятеж. В 1205 г. в битве при Эльгаросе, где погибли его братья, ему удалось спастись и бежать в Норвегию (см. след, примеч.). В 1208 г., вернувшись в Швецию и разбив Сверкера Младшего, он стал королем. Эрик Кнутссон был первым шведским королем, коронованным церковью. О его правлении известно мало. Когда он умер, его сын Эрик еще не родился, и королем стал поэтому Юхан Сверкерссон.

54. "Он бежал на три года". – В "Хронике королевства Ётов" говорится, что король Сверкер убил сыновей короля Кнута Эрикссона. Лишь одному из них, Эрику, удалось спастись и бежать в Норвегию.

55. Юн – Юхан Сверкерссон, король Швеции (1216-1222), сын Сверкера Младшего. Был провозглашен королем после смерти Эрика Кнутссона. В то время он был еще несовершеннолетним и короновался только в 1219 г. В том же году датский король Вальдемар Победитель выразил по этому поводу протест папе, заявив, что родившийся после смерти отца сын Эрика Кнутссона, Эрик Эрикссон, имеет больше прав на престол. В правление Юхана Сверкерссона шведская церковь получила новые привилегии.

56. Зигфрид – святой, английский епископ-миссионер (по-видимому скандинавского происхождения), проповедовавший христианство в Швеции около 1015–1050 г. Согласно Адаму Бременскому, Зигфрид (Sigafridus) прибыл с Олафом Харальдссоном в Норвегию, оттуда – в Швецию, проповедовал у ётов и свеев, посетил в 1030 г. Бремен. Согласно "Легенде о св. Зигфриде", он был архиепископом Йоркским, прибыл через Данию в Веренд, где построил церковь, был затем приглашен к Олафу Скотконунгу и крестил его. Зигфрида идентифицируют с дружинным епископом Олафа Трюггвасона Сигурдом, упоминаемом в исландских сагах.

57. Фриггиэрон – по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, приход Фриггерокерс в хераде Гудхем вблизи Фальчёпинга.

58. Гюрем – по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, деревня Герум в хераде Вартофта или в хераде Сконингс в Вестеръётланде.

59. Агнистад – по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, деревня Агнестад вблизи Фальчёпинга.

60. Унни – немецкий архиепископ Гамбургско-Бременский (с 919 г.). Вскоре после 934 г. он отправился в Данию, где обратил в христианство короля Горма, потом в Бирку, где он в 936 г. умер. В "Перечне епископов" Унни назван епископом Скары ошибочно.

61. Астмунд – английский (скандинавского происхождения) епископ-миссионер в Швеции. Согласно Адаму Бременскому, Астмунд (Osmundus), был дальним родственником Зигфрида (см. примеч. 56), учился в монастырской школе в Бремене, затем совершил дальние путешествия (в Рим и Константинополь), был посвящен в епископы в Польше и, прибыв в Швецию, стал архиепископом Швеции. После смерти короля Эмунда Злого, поддерживавшего его, Астмунд был вынужден покинуть Швецию. Он умер в монастыре Эли в Англии около 1070 г. Астмунда , идентифицируют с Асмундом Карессоном – знаменитым шведским резчиком рунических камней второй четверти – середины XI в.

62. Мильдухед – двор, принадлежавший Скарскому собору.

63. Стенфинд – вероятно, упоминаемый Адамом Бременским Стенфинн, который в 1060 г. был назначен архиепископом Гамбургско-Бременским Адальбертом (1045-1072) епископом-миссионером в Швецию.

64. Адальвард Старший – немецкий епископ-миссионер в Швеции. Был назначен архиепископом Адальбертом епископом ётов и Скары (около 1060 г.). Он успешно проповедовал христианство также в Вермланде и пользовался большим уважением как у короля Стенкиля в Швеции, так и у короля Харальда Злого Правителя в Норвегии, где он также проповедовал. Умер в 1066 или 1067 г.

65. Адальвард Младший – немецкий епископ-миссионер в Швеции. Он был членом соборного капитула в Бремене, и в правление короля Стенкиля архиепископ Адальберт назначил его епископом в Сигтуну. Но дороге туда он узнал о болезни Адальварда Старшего и присутствовал при его кончине и погребении. Прибыв в Сигтуну, он обратил в христианство жителей Сигтуны и ее окрестностей. Затем вместе с епископом Сконе Гинго он задумал уничтожить уппсальский языческий храм. Хотя король Стенкиль отговорил их от этого, недовольство народа, узнавшего об их плане, было столь велико, что Адальвард был вынужден уехать в земли ётов, и там самовольно занял вакантную епископскую кафедру в Скаре. Это вызвало недовольство архиепископа Адальберта и около 1069 г. Адальвард был отозван в Бремен, где и умер (до 1072 г.).

66. Церковь Святой Марии в Скаре – Скарская соборная церковь. Была построена в XI в. и являлась первой каменной церковью в Швеции.

67. Родольвард – об этом епископе ничего не известно.

68. Рикульв – об этом епископе ничего не известно.

69. Хервард – об этом епископе ничего не известно.

70. Стурбьёрн – об этом епископе ничего пе известно.

71. Эдримб (Эдгримб) – епископ Скары, упоминаемый в одной грамоте 1145 г. Больше о нем ничего не известно.

72. "... пять голубых пеннингов, ибо тогда во всем Ёталанде ходили медные пеннинги" – Известие, что в Ёталанде в XII в. имели хождение медные монеты ("голубые пеннинги") – легко объясняемая ошибка. Дело в том, что до правления Кнута Эрикссона в Швеции обращались датские монеты, содержавшие мало серебра. Пеннинг – монета = 1/192 весовой марки серебра (= ок. 210 г.) и, следовательно, содержавшая около 1,09 г серебра.

73. Шеппа – мера объёма, четверик = 29,34 л.

74. Бенедикт – епископ Скары во второй половине XII в. Больше о нем ничего не известно.

75. Ландбу – арендатор.

76. Ётала – местечко близ Скары.

77. Димбу – приход в хераде Вартофта в Вестеръётланде.

78. Винг – по мнению К. Ю. Шлютера, деревня в хераде Балле или в хераде Ос в Вестеръётланде.

79. Медаль Упланд – современный приход Меделышана в хераде Чинне в Вестеръётланде.

80. Осе – местность в Вестеръётланде.

81. Оффруд – местность в Вестеръётланде.

82. Фравед – местность в Вестеръётланде.

83. Бьекнебру – мост в Вестеръётланде; по мнению К. Ю. Шлютера, вероятно, мост через реку Лидан между херадами Ласке и Сконингс.

84. Ульэрвисбру – мост через реку Тидан близ Ульэрв в хераде Вадсбу недалеко от города Мариестада.

85. Тиведен – огромный лес между Вестеръётландом и Свеаландом.

86. Вэтурсвид – по мнению К. Ю. Шлютера, какой-то лес близ озера Веттерн.

87. Хёкенсос – лес в хераде Вартофта в Вестеръётланде.

88. Лиспунд – мера веса; в средневековой Швеции было четыре разновидности лиспунда: 1) "продовольственного веса" = 8,5 кг; 2) "веса стапельных городов" = 6,8 кг; 3) "веса внутренних городов" = 7,15 кг; 4) "горного веса"= 7,5 кг. Вероятно в хронике имеется ввиду или вес стапельных или вес внутренних городов.

89. Йерпульв – епископ Скары Йерпульв упоминается в одной грамоте 1191 г. (DS № 100).

90. Хверф – приход Хварфс в хераде Вартофта в Вестеръётланде.

91. Аскубэк – ручей; по мнению К. Ю. Шлютера, или ручей у хутора Аскеберга в приходе Вадс в хераде Вадсбу или ручей Аскебэккен, впадающий в озеро Эршён в приходе Мёльторпс в том же хераде.

92. Юн Хюрна – об этом епископе ничего неизвестно.

93. Вернард – об этом епископе ничего неизвестно.

94. Бенедикт Младший – известно, что он стал епископом Скары в 1220 г., в 1220-1221 гг. был в Риме и умер до 1229 г.

95. Стен – в 1238 г. с разрешения папы оставил должность епископа.

ОГЛАВЛЕНИЕ



igrobank.com.ua
Hosted by uCoz